Бармены советской Латвии
Хотелось бы воссоздать историю про латвийских барменов во времена советского союза. Удалось узнать несколько популярных имен латвийских барменов работающих во времена СССР. В наше время это: директор Латвийской Барменской Гильдии Язепс Арбиданс; латвийский отец коктейлей Карлис Билдерс; владелец сети магазинов специализирующихся по сигарам Зигмундс Иваннинокс. Зигмундс работал в весьма престижном ресторане «Юрас Перле» затем в не менее популярном ресторане «Ридзене». Благодаря его богатому опыту нам удалось узнать много интересного. Например, как и благодаря кому в Латвии появились коктейли, какие приходилось преодолевать трудности, какое влияние имели различные инстанции, какая была проституция и т.д.
В советском союзе каждый год проходили международные соревнования по различным специальностям общепита. Многие думают, что были так называемые конкурсы для Барменов. На западе в других странах, не входящих в СССР возможно были, в советском союзе нет. В советском союзе проходили похожие конкурсы, только назывались они иначе. Бармены не участвовали отдельно, в конкуре участвовал весь коллектив общепита: бармены, повара, кондитера и т.д. Что касается коктейлей, то их было крайне мало, да и были они достаточно примитивны коньяк плюс шампанское или вино плюс шампанское и так далее в таком же духе. Самые топовые коктейли носили такое название как «Привет» «Салют» и «Москва». Но рано или поздно мы бы все ровно постигли ремесло смешивания алкогольных напитков и в этом мы обязаны отдать должное Карлису Билдерсу. Именно благодаря Билдерсу советская Латвия впервые насладилась знаменитыми мировыми коктейлями. У советского союза было два круизных лайнера «Пушкин» и «Лермонтов» где и работал Карлис Билдерс. Судна часто курсировали по запанным морям, команда барменов отлично знало свое дело, а также множество коктейлей. В итоге латвийский отец коктейлей принес в ресторан «Юрмала» тридцать коктейлей, когда в других заведениях обходились тремя вышеупомянутыми коктейлями. Распространять западные коктейли было запрещено, однако управление торговли, а именно Марина Затока сразу увидела в этом перспективу и, несмотря на «патриотичные законы» продвигала это дело. Большие трудности вызывало отсутствие нужной продукции для приготовления коктейлей, но Карлис нашел Латвийский ассортимент, которым можно было заменить западный. Например, такие ликеры как «Курасао», «Кунтро» отлично заменял ликерчик латвийского производства «Диенвиду литерис». Не смотря на проблемы с законом и алкогольным ассортиментом, самым трудным препятствием оказался, казалось бы, такая простая деталь — лимонный сок. Лимонный сок было практически невозможно достать и если это все же удавалось, то не чаще чем примерно по десять ящиков один-два раза в год. Как говориться «где наша только не пропадала», наши знаменитые бармены Карлис Билдерс и Зигмундс Иванинокс нашли
выход и из этой ситуации.
Двое — трое суток они выжимали из лимонов сок, затем простирилизовывали, загоняли сок в банки, ставили их в холодильник и растягивали как можно дольше. Конечно, находились такие умельцы, которые вместо лимонного сока пытались добавлять лимонную кислоту, но разве этот химический парашек может сравниться с настоящим свежевыжитым лимонным соком.
С трудоустройством было немного иначе, чем сейчас, что бы устроиться работать барменом или официантом иногда требовалось дать нужным людям денежку или как минимум быть хорошим знакомым. Что же касается санитарных инстанций, с ними можно было всегда договориться, что было невозможно и рискованно с комитетом государственной безопасности «ОБХСС». Данная система строго следила за тем, что бы торговля не велась левыми алкогольными напитками, а также что бы не общитывали клиентов. Конечно, что бы подзаработать, бармены часто не доливали, но каждый уважающий себя бармен всегда давал клиенту то за что тот платил деньги. Клиент всегда получал то, что хотел, просто немного меньше чем полагалось. Посудомойщицы тоже не терялись, все остатки алкогольных напитков сливали в один котел, а затем очень легко продавали этот «неповторимый коктейль» по два рубля заядлым алкоголикам.
Интересно как барменам удавалось покупать автомобили и строить дома при зарплате в 180 рублей. Для начала вспомним про то, что клиент всегда получает то за что платит, но немного меньше положенного. Сэкономленный алкоголь также продавался, но уже не всегда через кассу. Однако это не являлось главным доходом, как говорится «на сигареты». Главным доходом, как и сегодня, были щедрые чаевые. Также бармен мог получать совершенно официально, через бухгалтерию, очень щедрые премиальные. Порой премия могла достигать триста и более рублей. Работы было очень много и бармены часто выезжали на частные вечеринки, за что и получали весьма щедрые премиальные.
А теперь отвлечемся на более скромную тему – «Проституция». Для начала рассмотрим проституцию как таковую в наше время. Ни для кого не секрет, что практически каждый будь то бармен или официант, знает номер, на который можно позвонить и так сказать вызвать «такси». Раньше же было иначе. Никакими номерами телефонов обслуживающий персонал не обладал. Однако так называемые путаны часто радовали своим присутствием сами заведения. Они любили брать на крючок иностранцев, моряков и т.д. Слишком часто появляться в одном и том же ресторане, они конечно не могли, так как ресторан не имел ни какой от этого выгоды. Но есть мнение, что куртизанки очень дружили с КГБ и посему, они могли себе позволить часик другой провести за бокалом игристого вина, ожидая своего работодателя.
В Латвии был безумно популярен ресторан «Юрас Перле», который находился рядом с Ригой в курортном городке Юрмала. Там собирались все так называемые сливки общества: политики, бандиты, и даже такие звезды как Алла Пугачева и Лайма Вайкуле. Не дав швейцару пятерку, попасть туда было практически невозможно, как говорится «мест нет». Практически каждый официант, бармен, повар и т.д. мечтали там работать. А те, кто там работали, получали весьма и весьма не плохо. Но как говориться все хорошее всегда когда-нибудь заканчивается. Именно это и произошло с этим неповторимым рестораном. Уже в девяностых годах заведение тянуло скорее на звание гадюшника, чем на солидный ресторан, стал собираться, мягко говоря, не самый культурный свет. Позже ресторан и вовсе перестал существовать, сгорев и оставив после себя богатую историю и куски железобетона.
Автор: Filips Dagis
При перепубликации силка на www.bar.lv/ru обязательна